Вентиляция подземного паркинга: основные правила и требования, способы расчета

вентиляция подземного паркинга

Подземная парковка является оптимальным решением для создания места для машин в высотных жилых домах, административных и офисных зданиях, торговых центрах. Это позволяет разместить большое количество легковых автомобилей, не заставляя ими двор. Кроме того, это удобно автовладельцам. Их машины находятся в теплом месте в безопасности.

Несмотря на все преимущества, стоянки под землей являются специфическим и потенциально опасным местом. В таких помещениях ограниченное поступление кислорода, проблемы с выводом углекислого газа, выхлопов и прочих веществ, находящихся в воздухе. Все это может негативно сказаться на человеческом здоровье. Именно поэтому для безопасности вентиляция подземного паркинга должна быть организована в соответствии всем нормам и правилам.

Особенности помещений подземного паркинга

1

Подземный паркинг представляет собой крытую одноярусную или многоярусную площадку (до 5 этажей) для размещения транспортных средств. Находится она ниже уровня земли. К такому решению, как правило, прибегают в мегаполисах, когда нет места для парковки на улицах.

Подземные автостоянки являются техническими помещениями, в которых отсутствует общее отопление.

Конечно, зимой в них значительно, чем на улице, однако в сильные морозы автомобиль перед началом движения нужно разогревать. Естественно, в процессе выделяется много выхлопных газов, загрязняющих воздух. Из-за данной особенности важно предусмотреть эффективную вентиляцию паркинга.

При создании системы нужно учитывать следующие моменты:

  • площадь подземного паркинга и влажность грунта;
  • количество машино-мест;
  • условия подключения к инженерным городским коммуникациям;
  • количество ярусов;
  • режим эксплуатации (число одновременно движущихся транспортных средств по помещениям).

В большинстве случаев для создания системы воздухообмена не удается применить шаблонные проекты. При организации вентиляции следует разрабатывать индивидуальные решения, исходя из особенностей помещений.

При организации системы нужно учитывать и то, что воздух на улице в крупных мегаполисах имеет не самый лучший состав. Он может поступать в помещение уже загрязненным. Поэтому необходимо предусмотреть фильтры в вентиляционной системе (далее по тексту ВС), которые будут очищать воздушный поток от вредных примесей.

Какие задачи выполняет вентиляция подземного паркинга

1

Вентиляция подземной автостоянкидолжна выполнять следующие задачи:

  • обеспечить эффективный воздухообмен согласно требованиям актуализированной редакции СНиП;
  • доводить количество вредных примесей в воздухе до допустимой концентрации;
  • обеспечить выполнение требований пожарной безопасности;
  • поддерживать температуру и влажность на необходимом уровне согласно всем нормам;
  • обеспечить экологическую безопасность.

Типы вентиляционных систем

Подземные гаражирасположены под землей. То есть там, где отсутствует естественный приток свежего воздуха (не получится просто открыть форточку или окно для проветривания). Поэтому вентиляция подземной автостоянки может быть принудительной. Чуть реже смешанной (полумеханизированной).

Второй вариант используют нечасто и только на автостоянках, в которых площадка не полностью закрытая. В этом случае подземного паркинга вентиляция совмещает в себе два вида: естественный и принудительный воздухообмен.

Например:

  • отток переработанного воздуха осуществляется самостоятельно, то есть без помощи дополнительного оборудования;
  • поступление кислорода происходит с участием вентиляторов.

Такая система называется приточной вентиляцией. Также может быть и противоположная ситуация. То есть отток происходит при помощи вентиляторов, а приток естественным образом. Такая вентиляция называется вытяжной.

Приточно-вытяжная вентиляция, то есть, где отток и приток осуществляются только механически, считается более эффективной. Именно ее рекомендуется монтировать на стоянке автомобилей, даже если присутствуют естественные источники вентилирования. Механическая система будет гарантировать безопасную эксплуатацию помещений, если воздухообмен не будет осуществляться самостоятельно.

Струйная вентиляция

1

Зачастую для подземных паркингов используют устройства струйной вентиляции. У нас в стране данная технология только начала развиваться, но в Европе используется давно и успела доказать свою высокую эффективность.

Системы струйной вентиляции состоят из осевых вентиляторов высокого воздуха. Они спокойно прокачивают большой объем воздушного потока на дальние расстояния. Их последовательный монтаж позволяет перемещать кислород от одного устройства к другому без использования воздуховодов. Сильная тяга при этом препятствует распространению переработанного воздуха по всей площади подземных автостоянок.

Приточная вентиляция

приточная вентиляция

Основные требования к системам вентиляции подземных стоянок легковых автомобилей:

  • Воздушный обогрев, вентиляция и противодымная защита для каждого этажа создаются отдельно.
  • Если на паркинге предусмотрены отопление, вентиляция и кондиционирование одновременно, в зимнее время года температура не должна опускаться ниже +5 градусов. Для энергосбережения на въездах можно установить тепловые завесы.

Общие требования и нормы вентиляции

  • Частично осуществлять воздушный обогрев может приточно-вытяжная вентиляция автостоянки, оснащенная рекуператорами. В ночное время она будет преобразовывать первичное тепло для его повторного использования.
  • Для контроля состава воздуха подземных и крытых автостоянок устанавливаются специальные датчики и оповещатели, которые сигнализируют о критической ситуации. По их приказу система вентиляции отключается или переходит в усиленный режим работы.
  • Воздуховоды выполняются из стали. Они не могут проходить через другие этажи. Когда воздуховод проложен через другую секцию, класс огнестойкости материала стенок в целях пожарной безопасности должен быть не ниже EI45. Оборудование обязательно имеет защитное огнеупорное покрытие, изолируется строительными конструкциями минимум класса EI45.
  • Для паркингов нормы ДБН В.2.3-15 предусматривают равномерное выведение переработанных воздушных масс как в нижней, так и в верхней части помещений.
  • Объем выходящего воздуха должен превышать на 20% количество приточного.
  • Вытяжные шахты вентиляции и дымоудаления подземных и крытых паркингов должны быть выше самой высокой точки крыш рядом находящихся строений не менее чем на 2 м. Их стенки выполняются их огнеупорных материалов с классом от EI45 (требования пожарной безопасности).
  • Шахту вытяжки можно размещать на расстоянии не менее 15 м от окон жилых домов, различных учреждений, мест отдыха, придомовых игровых площадок. При этом ее высота должна быть не менее 3 м над уровнем земли.
  • На подземных автостоянках требования пожарной безопасности запрещают установку деталей, выполненных из горючих материалов в фильтрах и шумоподавляющих устройствах.
  • Вентиляционные каналы должны отделяться от пожарных отсеков. В местах их пересечения устанавливаются огнезадерживающие клапаны класса огнестойкости EI60.
  • На паркингах обязательно монтируется противодымная вентиляция с вытяжными шахтами и принудительной вытяжкой из расчета 1 устройство на 900 м2 площади стоянки.
  • Лестничные марши, тамбур-шлюзы, лифтовые шахты должны соответствовать требованиям СНиП 2.04-05 для систем отопления, вентиляции и противодымной защиты.
  • На автостоянке вентиляция и противодымная защита контролируются в автоматическом режиме по оповещению от пожарной сигнализации, дистанционно по команде с центрального пульта, кнопками или механическими устройствами вручную. Данные приборы устанавливаются на каждом этаже, лестничных площадках.

Пример:

1

Как производится расчет вентиляционной системы

Прежде чем приступать к монтажу, необходимо выполнить проектирование вентиляционных систем современных парковок.

Для этого составляются чертежи, в которых указаны:

  • поэтажный план помещений;
  • схема движения транспортных средств;
  • схема парковочных мест;
  • расположение выходов для эвакуации;
  • соотношение активных и пассивных автомобилей относительно парковочных мест.

1

Обратите внимание, что расчет осуществляется одновременно для теплого и холодного времени года. Это связано с разницей температурных режимов в помещении и на улице.

При расчете системы вентиляции необходимо будет определить следующие допустимые показатели:

  • кратность воздухообмена (сколько раз воздух полностью обновиться за 1 час);
  • необходимое количество поступаемого воздуха;
  • степень задымленности;
  • состав воздуха (процентное содержание СО2).

На основании полученных значений и вентиляции подземных паркингов нормам осуществляется выбор подходящего оборудования.

Кратность воздухообмена в таких помещениях не может быть менее 4. То есть воздух должен обновиться за 60 минут не менее 4 раз. Необходимое значение высчитывается по следующей формуле:

V=n*V, где:

  • n — необходимая кратность (то есть 4);
  • V — площадь помещения.

Высчитать необходимый объем воздушных масс можно по следующей формуле:

V=k*V (CO), где:

  • k — среднее время пребывания людей на стоянке;
  • V (CO) — количество выделяемого углекислого газа (м3 в час).

Степень задымленности высчитывается по следующей формуле:

V(CO) =" C1*(20 + "0.1*L1) + 0.1*C2*L2, где:

  • C1 – количество парковочных мест;
  • L1 – среднее расстояние, которое проезжает авто до стоянки;
  • C2 – общее количество автомобилей на парковке;
  • L2 – средняя дистанция между машинами.

Чтобы подземной автостоянки вентиляция справлялась со своими задачами, расчет должен быть точным. Для этого рекомендуется обратиться к специалистам при отсутствии знаний и опыта в правилах проектирования.

Нормативные документы для расчета

Для подземных паркингов нормы к системам вентиляции прописаны в следующих документах:

  • СНиП 21-09-97;
  • правила СП 154.13130. 2013 «Встроенные подземные автостоянки» (дата введения 25 февраля 2013);
  • правила СП 113.13330.2016 (старая редакция 13330.2012 СНиП);
  • СНиП 41-01-2003, ДБН В.2.5-67:2013;
  • ДБН В.2.3-15:2007;
  • НПБ 105-03;
  • МГСН 5.01-01;
  • ОНТП 01-91;
  • ВСН01-89.

Принципиальные схемы и решения по противодымной вентиляции на подземной парковке

Принципиальные схемы противодымной вентиляции на многоуровневом подземном паркинге предусматривают возможность совмещения общей вытяжной и противодымной вентиляции. Это позволяет сэкономить пространство, ускорить монтажные работы, снизить расход материалов.

Пример решения по противодымной совмещенной ВС:

1

Еще одним технологическим решением для встроенных подземных автостоянок будет двойное применение вентилятора.

То есть он выполняет сразу 2 задачи — воздухообмен и дымоудаление:

1

Для данных схемы и решения используются специальные устройства. С этой задачей не справятся обычные вентиляторы. Поэтому перед покупкой нужно обязательно консультироваться с заводом-изготовителем, подходит ли выбранное оборудование для выполнения поставленных задач.

Системе удаления дыма нужно уделить особое внимание, так как от ее эффективности будет зависеть безопасность подземной автостоянки в жилом доме и в любом другом здании.

Она обязательно должна включать следующие элементы:

  • датчик обнаружения дыма, газа, воспламенения;
  • систему аварийной сигнализации;
  • систему автоматического тушения;
  • систему, отводящую дым и высокую температуру от помещения.

Кроме того, для обеспечения пожарной безопасности стены, пол, потолок должны быть защищены огнестойкими веществами.

X
Заказа звонка

Отправляя форму, я согласен с политикой конфиденциальности.

Заказать звонок